Для реализации образовательного процесса в школе оборудовано 39 кабинетов, в том числе специализированные классы. Кабинeты оснащены всем необходимым оборудованием и средствами для проведения занятий
Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В соответствии с п. 13 Приказа 1493 указать информацию (приведен образец)
О создании материально-технических условий, обеспечивающих безбарьерный доступ к образовательному процессу:
- аудитории и учебные кабинеты в корпусах доступны для обучения со всеми видами ограниченных возможностей здоровья
- учебные классы и аудитории оснащены электронным оборудованием, необходимым для обучения учеников-инвалидов по слуху, зрению и заболеваниям опорно-двигательного аппарата
При отсутствии такой информации указать:
Специально оборудованные учебные кабинеты для школьников с ОВЗ отсутствуют
В соответствии с п. 13 Приказа 1493 указать информацию (приведен образец)
- Входные ворота в здания «Наименование» имеют беспрепятственный проход с проезжей части и тротуара
- Пешеходные дорожки на территории школы не имеют препятствий при перемещении инвалидных кресел-каталок
- В здании школы имеются съемные и стационарные пандусы для перемещения инвалидов-колясочников по первому этажу
- Ширина дверных проемов и высота порогов дверей в учебных корпусах Школы не является препятствием для перемещения инвалидов-колясочников
- Входные двери в учебных корпусах «Наименование» промаркированы специальными знаками (желтыми кругами) для беспрепятственного прохода. Входы в здания оснащены поручнями, а ступени лестниц безопасным противоскользящей полосой. Первые и последние ступени лестницы каждого пролета промаркированы контрастной желтой полосой для обозначения её габаритов
- В учебных корпусах сооружены туалеты для инвалидов-колясочников, двери на них промаркированы специальными знаками, маршруты к туалетным комнатам обозначены. Согласно стандартам безбарьерной среды, туалеты для инвалидов оборудованы кнопкой вызова
- Все учебные корпуса промаркированы знаками доступности и маршрутов
- Учебные аудитории имеют достаточные площади для размещения и перемещения инвалидных кресел-каталок
- Здание школы оснащено большими электронными экранами, позволяющим размещать аудио- и видеоинформацию
С преподавателями и сотрудниками школы проводится разъяснительная работа по вопросам организации учебного процесса и общения со инвалидами-инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Разработаны специальные Методические рекомендации для преподавателей по работе с инвалидами и лицами с ОВЗ. В рамках дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» обучающимся всех форм обучения преподаются вопросы, касающиеся видов инвалидности, основных соматических и психических расстройств при них, обсуждаются различные аспекты комплексного сопровождения и реабилитации
При отсутствии такой информации указать:
Сведения об объектах для проведения практических занятий отсутствует
В соответствии с п. 13 Приказа 1493 указать информацию (приведен образец)
Все помещения библиотек школы приспособлены для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
При отсутствии такой информации указать:
Сведения о приспособленности библиотеки отсутствуют
В соответствии с п. 13 Приказа 1493 указать информацию (приведен образец)
Имеется спортивный зал, для физкультурно-оздоровительных и реабилитационных занятий для детей-инвалидов
При отсутствии такой информации указать:
Сведения о приспособленности и наличии объектов спорта отсутствуют
В соответствии с п. 13 Приказа 1493 указать информацию (приведен образец)
На территории «Наименование» созданы материально-технические условия, обеспечивающие безбарьерный доступ к образовательному процессу
С преподавателями и сотрудниками школы проводится разъяснительная работа по вопросам организации учебного процесса и общения со инвалидами-инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Разработаны специальные Методические рекомендации для преподавателей по работе с инвалидами и лицами с ОВЗ. В рамках дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» обучающимся всех форм обучения преподаются вопросы, касающиеся видов инвалидности, основных соматических и психических расстройств при них, обсуждаются различные аспекты комплексного сопровождения и реабилитации
При отсутствии такой информации указать:
Сведения о средствах обучения и воспитания отсутствуют
В соответствии с п. 13 Приказа 1493 указать информацию (приведен образец)
В школе имеется подключение к сети Интернет. Скорость подключения - ____ Мбит/сек
Количество интранет-ресурсов -__
Количество локальных сетей - ___
Общее число компьютеров - ___, в том числе используемых в учебных целях - ____
Со всех компьютеров школы имеется доступ к электронным библиотечным системам
Во всех кабинетах школы имеется доступ в Интернет
Все обучающиеся-инвалиды и лица с ОВЗ имеют доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям с компьютеров, размещенных в учебных аудиториях, помещениях для самостоятельной работы и читальном зале библиотеки. Имеется альтернативная версии официального сайта Школы в сети «Интернет» для слабовидящих
Все компьютеры, размещенные в учебных аудиториях и помещениях для самостоятельной работы обучающихся, к которым имеют беспрепятственный доступ инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья, оснащены лицензионной операционной системой Microsoft Windows, упрощающей и оптимизирующей работу с компьютером слабовидящим и слабослышащим обучающимся (имеются экранные лупы, экранный диктор, высокая контрастность, настройка альтернативных устройств ввода информации и др.)
Все электронные библиотечные системы имеют возможность перехода в режим для слабовидящих и возможность увеличения шрифта. Подходит для I, II, III групп инвалидности по зрению
При отсутствии такой информации указать:
Сведения о наличии доступа к информационным системам отсутствуют
В соответствии с п. 13 Приказа 1493е указать информацию (приведен образец)
На основании Федерального закона РФ "Об образовании в Российской Федерации" доступ обучающихся к электронным образовательным ресурсам осуществляется на основе контентной фильтрации, что предотвращает получение школьниками информации необразовательного характера
Указать электронные образовательные ресурсы (при наличии)
При отсутствии такой информации указать:
Сведения об электронных образовательных ресурсах отсутствуют
В «Наименование» общежитий и интернатов нет. Плата за проживание не формируется
Специальные условия для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В «Наименование» общежитий и интернатов нет
В соответствии с п. 13 Приказа 1493 указать информацию (приведен образец)
Материально-техническая база «Наименование» обеспечивает процессы обучения и воспитания обучающихся-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Школа располагает актовыми залами, учебными кабинетами и лабораториями. Все учебные аудитории и классы оборудованы специальной техникой и приборами, наглядными пособиями и дидактическими материалами, программными средствами, стационарными и переносными мультимедийными комплексами, инструментами (в том числе музыкальными), театральным реквизитом и т.п.
Все обучающиеся, в том числе инвалиды и лица с ОВЗ, имеют доступ к электронной и информационно - образовательной среде, учебным пособиям и литературе на электронных и бумажных носителях. Имеется альтернативная версии официального сайта школы в сети «Интернет» для слабовидящих
Для эффективного проведения воспитательной работы, культурно-массовых мероприятий и другой внеучебной деятельности в школе имеются актовые залы, спортивные объекты, оборудованные соответствующим инвентарем и техническими средствами
При отсутствии такой информации указать:
Сведения специальных технических средствах обучения отсутствуют
Мастерские и лаборатории
Для проведения практических занятий в школе имеются оборудованные лаборатории и классы технологий.
Условия для занятия физкультурой и спортом
В школе созданы условия, способствующие укреплению здоровья обучающихся посредством физической культуры и спорта
Средства обучения и воспитания
Информация о средствах обучения и воспитания в
МКОУ СОШ № 10 г. Бирюсинска
Классы для обучающихся магнитно-маркерными досками c улучшенным покрытием длиной 2,4м и маркерно-меловыми длиной 3м, мультимедийными видеопроекторами и интерактивными досками, отвечающие гигиеническим требованиям.
В классах для обучающихся I ступени образования установлены одноместные парты-моноблоки, регулируемые по высоте в зависимости от ростовой группы обучающихся и наклоном рабочей поверхности 7-15º.
В классах для обучающихся II и III ступеней образования установлены
двухместные и одноместные ученические столы и стулья, регулируемые по высоте в зависимости от ростовой группы обучающихся.
Учебные помещения функционально делятся на 3 зоны: рабочая зона учите-
ля, рабочая зона учащихся (размещение столов и стульев учащихся), дополнительное пространство для размещения учебно-наглядных пособий, технических средств обучения (ТСО). Предусмотренные проектным решением размеры ученической мебели обеспечивают каждого обучающегося удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с его ростом. Парты (столы) расставляются в учебных помещениях по номерам: меньшие - ближе к доске, большие - дальше.
Расстановка ученических столов в классах трехрядная. При оборудовании
учебных помещений соблюдены нормативные размеры проходов и расстояние между предметами оборудования (см):
- между рядами двухместных столов - не менее 60;
- между рядами столов и наружной продольной стеной - не менее 50;
- между рядами столов и внутренней продольной перегородкой – не менее
50;
- от последних столов до стены, противоположной классной доске – не ме-
нее 70,от задней стены, являющейся наружной – не менее 100;
- от демонстрационного стола до учебной доски – не менее 100;
- от первой парты до учебной доски – не менее 240;
- наибольшая удаленность последнего места обучающегося от учебной доски – не более 860;
- высота нижнего края учебной доски над полом - 70-90;
- угол видимости доски (от края доски длиной 3 м до середины крайнего
места обучающегося за передними столами) – не менее 45°.
Рабочая зона учителя в каждом учебном классе оснащена моноблоком,
наушниками и многофункциональным устройством.
В лабораториях физики и химии установлены демонстрационные столы пре-
подавателей, двухместные ученические лабораторные столы с подводкой электроэнергии, сжатого воздуха в кабинете физики и ученические лабораторные столы с подводкой холодной и горячей воды в кабинете химии. Расстановка столов трехрядная. Конструкция лабораторных столов позволяет осуществить подводку электроэнергии в металлических ножках
стола к розеткам на крышке стола. Демонстрационные столы преподавателей в кабинете физики имеют подвод воды, электроэнергии и сжатого воздуха. Для обеспечения лучшей видимости учебно-наглядных пособий демонстрационный стол установлен на подиуме. В кабинете химии установлены двухместные лабораторные столы с сантехникой (имеется сантехническая раковина), вытяжной шкаф для проведения опытов.
Кабинеты информатики оборудованы в соответствии требованиям, предъявляемым к персональным электроно-вычислительным машинам согласно СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28.:
- помещение для эксплуатации имеет естественное освещение;
- оконные проемы оборудованы регулируемыми устройствами - типа жалюзи;
- площадь на 1 рабочее место пользователей ПЭВМ составляет не менее
4,5м²;
- при размещении рабочих мест с ПЭВМ учитывалась необходимость размещения рабочих столов так, чтобы мониторы были ориентированы боковой стороной к световым проемам, естественный свет падал слева;
- конструкция компьютерных столов обеспечивает оптимальное размещение
на рабочей поверхности используемого оборудования и отвечает современным требованиям эргономики;
- рабочий стул подъемно-поворотной конструкции регулируется по высоте
и углам наклона сидения и спинки.
При делении класса на две группы, учащиеся на 3 этаже, занимаются одна
группа на уроке информатики, вторая группа на уроке иностранного языка.
Для трудового обучения запроектированы кабинет труда для мальчиков по
обработке металла и дерева, кабинет для работы с инструментом повышенной опасности, столярная мастерская и два кабинета труда для девочек (технологическая мастерская и кулинарный цех).
Мастерские оборудованы верстаками для выполнения слесарных, столярных, монтажно-сборочных и графических работ. Верстаки комплектуются тисками слесарными, защитными экранами высотой 0,65-0,7 м. Расстановка верстаков в 3 ряда перпендикулярно светонесущей стене. Свет падает слева. Расстояние между верстаками 80 – см, между рядами верстаков – 0,9 м. Станки оборудуются предохранительными сетками, стеклами и местным освещением.
Технологическая мастерская для девочек оснащена специальным оборудованием: стол преподавателя, настенная классная доска, электрические швейные машинки, столы раскройные, примерочные кабины, гладильные доски с утюгом, манекены. Столы со швейными машинами установлены перпендикулярно светонесущей стене. Свет падает слева. Расстановка 2-х рядная.
Кулинарная мастерская для девочек оснащена специальным оборудованием:
установлено тепловое; холодильное; моечное оборудование; группа обеденных столов; кухонный гарнитур, состоящий из 3-х столов-тумб с
габаритными размерами 600х600х750 мм, имеющих гигиеническое покрытие.
Помещения библиотеки располагаются на 3 и 4 этажах здания. На 3 этаже
находится читальный зал и книгохранилище. На 4 этаже находятся - многофункциональный зал, медиатека и помещение для хранения информационных носителей. Помещения на 4 этаже предназначены для обучающихся с 8 по 11 классы.
Читальный зал оборудован читальными столами, шкафом картотечным,
шкафом для читательских формуляров, многофункционалым устройством. Книгохранилище оборудовано двухсторонними и односторонними стеллажами. Медиатека оборудована компьютерными столами, читальными столами и односторонними стеллажами. Многофункциональный зал предназначен для кружковых и индивидуальных занятий и оборудован компьютерными столами, компьютерами, а так-же читальными столами, столом для совещаний, интерактивной доской.
Для групп продленного дня предусмотрены игровые помещения. В игровых
предусмотрены: зона для внеклассной работы, игровая зона, зона просмотра
научно-познавательного материала на цифровых носителях. По архитектурно-планировочным решениям, расположение кабинетов начальной школы выполнено с соблюдением норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания.", поэтому игровые разрознены. Игровые расположены в блоке начальной школы. Помещения игровых используется во внеурочное время.
Кабинет логопеда, социального педагога оборудован моноблоком, принте-
ром, музыкальным центром, Blu-ray плеером и телевизором.
Помещение актового зала оснащено световым и звуковым оборудованием,
мебелью.
Световое оборудование: прожекторы светодиодные, светодиодным стробо-
скопом, пульты управления светом.
Звуковое оборудование: микшерный пульт, усилители мощности, акустиче-
ская система, наушники, динамические микрофоны, радиомикрофонная система, микрофонный предусилитель, эквалайзер, микрофонные стойки, стойки под акустическую систему, рековые стойки для аппаратуры.
Мебель: кресла 3-секционные полумягкие, трибуна.
Место оператора оборудовано компьютером. Для показов презентаций и ки-
нофильмов в актовом зале установлен экран и проектор.
Организация досуговой деятельности
Для организации досуга в школe есть всё необходимое - актовый зал на 200 посадочных мест, оборудованный необходимой оргтехникой, современной музыкальной аппаратурой; кабинет музыки; танцевальный зал; несколько помещений для школьных кружков.
Условия охраны здоровья обучающихся
Охрана здоровья обучающихся (медицинский кабинет)
За МКОУ СОШ № 10 г. Бирюсинска закреплены:
- Чумаченко Оксана Сергеевна – медицинская сестра
- Кокоуров Дмитрий Евгеньевич - фельдшер
Создание условий сохранения и укрепления здоровья учащихся
Сохранение и укрепление здоровья учащихся - первостепенная задача образовательных учреждений.
Состояние здоровья детей, их образование и воспитание неразрывно связаны друг с другом. Поэтому сегодня перед системой образования поставлена задача по сохранению здоровья детей и молодежи, формированию у них навыков здорового образа жизни, мотивации быть здоровыми, воспитанию общей культуры здоровья, созданию условий общей здоровье сберегающей среды, внедрению в учебный процесс эффективных здоровье сберегающих технологий.
Условия охраны здоровья учащихся регламентированы такими нормативно - правовыми документами как Федеральный закон «Об образовании», Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2010 N 2106
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 28.12.2010 N 2106 были сформулированы следующие требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников:
1) целостность системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников;
2) соответствие инфраструктуры образовательного учреждения условиям здоровьесбережения обучающихся, воспитанников;
3) рациональная организация образовательного процесса;
4) организация физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в образовательном учреждении;
5) организация системы просветительской и методической работы с участниками образовательного процесса по вопросам здорового и безопасного образа жизни;
6) организация профилактики употребления психоактивных веществ обучающимися, воспитанниками;
7) комплексное сопровождение системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников;
8) мониторинг сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников.
В МКОУ СОШ №10 г.Бирюсинска работа по сохранению здоровья учащихся организуется согласно федеральным требованиям к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся. _______________________________________________________________________
Требования к целостности системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся реализуются следующим образом: _________________________________
1. Работа по формированию культуры здорового образа жизни ведется в системе и является
важной составляющей работы школы, что отражено:
• в уставе школы;
• в образовательной программе школы, одним из разделов которой является «Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни»;
• в программе «Развития образовательного учреждения», подпрограммы «Здоровье» ;
• _____ в плане воспитательной работы _________________________________________________
2. По вопросам здоровье сбережения школа активно сотрудничает с:
• органами исполнительной власти;
• образовательными учреждениями города;
• учреждениями дополнительного образования детей, центром диагностики и консультирования;
• здравоохранения;
• _____ спортивными школами города __________________________________________________
3. Преемственность и непрерывность обучения здоровому и безопасному образу жизни (здоровью) на различных уровнях образования заложена в учебных программах дисциплин физкультура, окружающий мир, биология и ОБЖ; ________________________________________
4. В школе функционирует медицинский кабинет, осуществляется социально-педагогическое, психологическое сопровождение образовательной деятельности;
Требования к соответствию инфраструктуры образовательного учреждения условиям здоровьесбережения обучающихся реализуются следующим образом:
1. Состояние и содержание территории, здания и помещений школы, а также и их оборудования (для водоснабжения, канализации, вентиляции, освещения) соответствует требованиям санитарных правил, требованиям пожарной безопасности, требованиям безопасности дорожного движения. __
2. В школе функционирует столовая, учащиеся обеспечены горячим питанием. Предоставляется двух разовое питание для детей с ОВЗ и инвалидов, а так же питание на льготной основе для отдельных категорий учащихся.
3. Учебные кабинеты, спортивные сооружения оснащены необходимым оборудованием и инвентарем в соответствии с требованиями санитарных правил для освоения основных и дополнительных образовательных программ.
4. В учебных кабинетах, спортивных залах и других помещения для пребывания обучающихся выполняются санитарные правила естественной и искусственной освещенности, воздушно-теплового режима.
5. Медицинский кабинет оснащен в соответствии с требованиями санитарных правил оснащения помещений для работы медицинского персонала с оборудованием, для проведения профилактических осмотров, профилактических мероприятий различной направленности, иммунизации, первичной диагностики заболеваний, оказания первой медицинской помощи.
6. В школе имеется кабинет ОБЖ, оснащенный всем необходимым оборудованиям для формирования навыков безопасного поведения учащихся.
Доступ к информационным системам
и информационно-коммуникационным сетям
В постоянном режиме функционируют два компьютерных класса, лингафонный кабинет. Оснащены компьютерами структурные подразделения: библиотека, бухгалтерия, кабинеты администрации, психологов, актовый зал. Компьютерный парк школы содержит 256 компьютеров. Во всех предметных кабинетах есть автоматизированное место учителя. Все компьютеры школы объединены в единую локальную сеть с выходом в Интернет по отдeльно выделенному высокоскоростному каналу.
Для обучающихся и педагогических работников организован свободный доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям в течение всего учебного времени в библиотеке, компьютерных кабинетах (с 09:00 до 17:00, выходные: суббота, воскресенье).
Провайдер, предоставляющий услуги доступа к информационным системам информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе к сети Интернет в МБОУ СОШ №10 ООО «РайтСайд+».
Информационно-техническое обеспечение образовательной деятельности школы включает в себя следующие средства:
- Локальная компьютерная сеть с контент-фильтруемым доступом к Интернeт
- Два локальных сервера ресурсов
- 282 персональных компьютера (в том числе и нетбуков), с реди которх 94 имеют контент-фильтруемый доступ к Интернет, из них: ученических – 42, учительских – 35
- Мультимедийных проекторов – 33
- Лазерных принтеров – 5
- МФУ – 32 (из них – 2 цветных лазерных)
- Интерактивных досок – 12
- Интерактивных приставок – 2
- Веб-камер – 20
Информация об обеспечении возможности получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Школа выполнена на основании требований нормативных и руководящих документов действующих на территории Российской Федерации:
- СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»;
- СП 136.13330.2012 «Здания и сооружения. Общие положения проектирования с учетом доступности для маломобильных групп населения»;
- СП 138.13330.2012 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным группам населения. Правила проектирования»;
- СП 140.13330.2012 «Городская среда. Правила проектирования для маломобильных групп населения».
В школе предусмотрены условия беспрепятственного и удобного передвижения МГН по участку и по зданию (маломобильных групп населения, групп мобильности М1-М4) с учетом требований градостроительных норм.
Улично-дорожная сеть СОШ, в том числе непосредственно участок, запроектирована с учетом прокладки пешеходных маршрутов для инвалидов и маломобильных групп населения с устройством доступных им подходов к объектам общественного назначения.
Система средств информации зон и помещений (особенно в местах массового посещения), входных узлов и путей движения обеспечена непрерывность информации, своевременное ориентирование и однозначное опознание объектов и мест посещения. Она предусматривает возможность получения информации, размещении и назначении функциональных элементов, расположении путей эвакуации, предупреждать об опасностях в экстремальных ситуациях и т.п.
Доступ в помещения МГН осуществляется самостоятельно, ориентируясь на информационные системы, либо с помощью персонала.
Доступная среда
Участок школы
Улично-дорожная сеть школы, в том числе непосредственно участок, запроектирована с учетом прокладки пешеходных маршрутов для инвалидов и маломобильных групп населения с устройством доступных им подходов к объектам общественного назначения.
В школе предусмотрены условия беспрепятственного и удобного передвижения МГН по участку и по зданию (маломобильных групп населения, групп мобильности М1-М4) с учетом требований градостроительных норм.
Улично-дорожная сеть школы, в том числе непосредственно участок, запроектирована с учетом прокладки пешеходных маршрутов для инвалидов и маломобильных групп населения с устройством доступных им подходов к объектам общественного назначения.
Система средств информации зон и помещений (особенно в местах массового посещения), входных узлов и путей движения обеспечена непрерывность информации, своевременное ориентирование и однозначное опознание объектов и мест посещения. Она предусматривает возможность получения информации, размещении и назначении функциональных элементов, расположении путей эвакуации, предупреждать об опасностях в экстремальных ситуациях и т.п.
Доступ в помещения МГН осуществляется самостоятельно, ориентируясь на информационные системы, либо с помощью персонала.
Школой предусмотрены условия беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения МГН по участку к доступным входам в здание. Эти пути стыкуются с внешними по отношению к участку транспортными и пешеходными коммуникациями, специализированными парковочными местами, остановками общественного транспорта.
Участок обеспечивает удобные пути движения ко всем функциональным зонам и площадка участка, а также входам, элементам благоустройства и внешнего инженерного оборудования, доступным МГН.
Вход на земельный участок оборудован доступными для МГН элементами информации об объекте.
Место для автомашины инвалида на кресле-коляске размещено у входа. Размер места для стоянки транспортного средства инвалида на кресле-коляске предусмотрен размерами 6,6х3,6 м, что дает возможность создать безопасную зону сбоку и сзади машины.
Ширина пешеходного пути на прилегающей территории не менее 2,0 м. Уклоны пешеходных дорожек и тротуаров, ведущие к СОШ, не превышают нормативные: продольный - 5%, поперечный - 2%. В случаях, когда по условиям рельефа невозможно обеспечить указанные пределы, продольный уклон увеличен до 10% на протяжении не более 10 м пути с устройством горизонтальных промежуточных площадок вдоль спуска.
При проектировании путей эвакуации инвалидов из здания исходили из того, что эти пути должны соответствовать требованиям обеспечения их доступности и безопасности для передвижения инвалидов.
На земельном участке объекта на основных путях движения людей не менее чем через 100-150 м предусматривается площадка для отдыха, доступные для МГН, оборудованные навесами, скамьями и т.п. Комфортность такой зоны обеспечивается системой освещения, кнопкой вызова, указателями, элементами озеленения.
Для покрытия проездов, тротуаров и площадок применен щебеночный мелкозернистый асфальтобетон ГОСТ 9128-2013 с нескользящей поверхностью, что не препятствует передвижению МГН на креслах-колясках. Поверхности покрытий пешеходных путей, тротуаров и пандусов - твердые, ровные, шероховатые, без зазоров и перепадов, прочные и не допускающие скольжения.
Наземные тактильные поверхности, наземные и напольные тактильно-контрастные указатели обеспечивают возможность их быстрого и однозначного распознавания, безопасны для инвалидов и для применяемых технических средств реабилитации.
У каждого входа в здание предусмотрен наружный пандус. Пандусы имеют уклон не круче 1:20 (5%). Входная площадка при входах, доступных МГН, имеет навес и водоотвод.
Размеры входных площадок с пандусом не менее 2,2х2,2 м. Поверхности покрытий входных площадок и тамбуров твердые, не допускают скольжения при намокании.
Дверные проемы для МГН имеют ширину в свету не менее 1,2 м. При двухстворчатых входных дверях ширина одной створки 0,9 м.
Приборы для открывания и закрывания дверей, горизонтальные поручни, а также ручки, рычаги, краны и кнопки различных аппаратов, устройства, которыми могут воспользоваться МГН внутри здания, устанавливаются на высоте 1,1 м и 0,85 м от пола и на расстоянии 0,4 м от боковой стены помещения или другой вертикальной плоскости.
Глубина тамбуров при прямом движении и одностороннем открывании дверей не менее 2,3 при ширине не менее 1,8 м.
Габариты тамбуров приняты в соответствии с п. 6.1.8 СП59.13330.2016 для доступа МГН группы мобильности М4.
Вход на участок оборудован для МГН, в том числе инвалидов-колясочников, элементами информации об объекте.
На главном входе в школу в качестве абонентского оборудования устанавливаются переговорные устройства громкой связи GC-2001P1. Абонентские устройства подключаются по двухпроводной схеме в радиальной сети и имеют металлический вандалозащищенный корпус. Пульт селекторной связи монтировать в помещении охраны на стену на высоте 1,0 м от ур.ч.п., подключается к сети 220 В через розетку. Переговорные абонентские устройства монтируются на высоте 1,0 м от ур.ч.п., на расстоянии не менее 0,5 м от угла.
На внешней стене помещений с установленным абонентским устройством для двухсторонней связи устанавливаются сигнальные светодиодные лампы КЛ-7.2КД.
Использование коридорной лампы позволяет реализовать функцию дополнительной световой и звуковой индикации вызова.
На входах в здание предусмотрены звуковые маячки, которые могут воспроизводиться в автоматизированном режиме. Сигнальные приборы и устройства уровня звука, частота, длительность и интервал звукового сигнала соответствует требованиям ГОСТ Р 51671.
Пути движения к помещениям, зонам и местам обслуживания внутри здания запроектированы в соответствии с нормативными требованиями к путям эвакуации людей из здания.
Ширина пути движения при движении кресла-коляски в одном направлении не менее 1,5 м.
При движении по коридору инвалиду на кресле-коляске обеспечено минимальное пространство:
- для поворота на 90º - равное 1,2 х 1,2 м;
- разворота на 180 º - равное диаметру 1,4 м.
В тупиковых коридорах обеспечена возможность разворота кресла-коляски на 180º.
Подходы к различному оборудованию и мебели предусмотрены по ширине не менее 0,9 м, а при необходимости поворота кресла-коляски на 90º - не менее 1,2 м. Диаметр зоны для самостоятельного разворота на 180º инвалида на кресле-коляске принято не менее 1,4 м.
Глубина пространства для маневрирования кресла-коляски перед дверью при открывании от себя предусмотрены не менее 1,2 м, а при открывании к себе – не менее 1,5 м при ширине не менее 1,5 м.
Ширина прохода в помещение с оборудованием и мебелью принято не менее 1,2 м.
Ширина дверных полотен и открытых проемов в стене, а также выходов из помещений и коридоров на лестничную клетку предусмотрены не менее 0,9 м. Дверные проемы не имеют порогов и перепадов высот пола. При наличии порога его высота или перепад высот не превышает 0,014 м.
В школе для отдыха инвалидов на кресле-коляске предусмотрены рекреации.
При перепаде высот пола в здании предусмотрены лестницы и пандусы, доступные для МГН.
При подборе типа внутреннего оборудования, применяемого МГН, и его размещения учитывалось его соответствие требованиям ГОСТ Р 53453. Все элементы стационарного оборудования, предназначенные для пользования МГН, прочно и надежно закреплены.
Крепежные детали оборудования, выключателей, иных закрепляемых в конструкциях устройств не выступают за плоскость стен или закрепляемого элемента. Поручни пандусов и лестниц соответствуют требованиям к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261.
Ступени лестниц предусмотрены ровными, без выступов и с шероховатой поверхностью. Ребро ступени имеет закругленный радиус не более 0,05 м. Проступи ступеней предусмотрены горизонтальными шириной 0,3 м. Подступенки предусмотрены высотой 0,15 м.
Внутри здания в кабинете химии и актовом зале предусмотрены пандусы
Максимальный уклон пандусов составляет не более 1:12. Длина пандуса в кабинете химии составляет 2 м. Пандус в актовом зале предусмотрен с горизонтальной площадкой размером не менее 1,5 м по ходу движения. Длина пандуса составляет 12,3 м. Пандусы в своей верхней и нижней частях имеют свободное пространство размерами не менее 1,5 х 1,5 м. Ширина марша пандуса на путях движения принимается не менее 0,9 м.
По продольным краям маршей пандусов для предотвращения соскальзывания трости или ноги предусмотрены бортики высотой не менее 0,05 м.
Вдоль обеих сторон всех пандусов и открытых лестниц предусмотрены ограждения с поручнями. Поручни лестниц расположены на высоте 0,9 м. Высота ограждения пандусов предусмотрена не менее 0,7 м. Расстояние между поручнями пандусов с односторонним движением принята в пределах от 0,9 до 1,0 м. Завершение горизонтальной части поручня приняты длиннее марша лестницы или наклонной части пандуса на 0,3 м и имеет травмобезопасное исполнение. Поручни пандусов и лестниц соответствуют требованиям к опорным стационарным устройствам.
Здание оборудовано пассажирским лифтом
Здание оборудовано пассажирским лифтом, доступным для инвалидов и МГН в целях обеспечения их доступа на этажи выше этажа основного выхода.
Лифт предусмотрен с шириной дверного проема не менее 0,9 м.
Размеры кабины пассажирского лифта, обеспечивают размещение инвалида на кресле-коляске с сопровождающим лицом. Размер кабины предусмотрены не менее 2100х1100 мм.
Система двухсторонней голосовой связи с диспетчером (постом охраны) обеспечивает двухстороннюю громкоговорящую связь с зонами безопасности для МГН и лифтовыми холлами. Сигналы о работе данного оборудования поступают на пост охраны. В лифтовых холлах и зонах безопасности в качестве абонентского оборудования устанавливаются переговорные устройства громкой связи GC-2001P1.
Для организации аудиовызова инвалидом-колясочником дежурного персонала данного объекта для оказания необходимой помощи и содействия инвалиду проектной документацией предусмотрено применение системы вызова персонала «GetCall PG-36».
Безопастность
В помещении охраны старшей школы, для блока А, устанавливается специализированный пульт селекторной связи на 18 абонентов GC-1036F3. В помещении охраны начальной школы, для блока А и Б, устанавливается специализированный пульт селекторной связи на 12 абонентов GC-1036F2.
Проектные решения обеспечивают безопасность посетителей и учитывают психологические возможности инвалидов различных категорий, их численность и места предполагаемого нахождения в здании или сооружении. Места обслуживания и постоянного нахождения МГН расположены на минимально возможных расстояниях от эвакуационных выходов из помещения или к зонам безопасности.
Высота горизонтальных участков путей эвакуации в свету предусмотрена не менее 2 м. Ширина дверных полотен и открытых проемов в стене, а также выходов из помещений и коридоров на лестничную клетку предусмотрена не менее 0,9 м. Полотна дверей на путях эвакуации имеют окраску, контрастную со стеной.
Ширина марша лестницы, используемой инвалидами с поражениями опорно- двигательного аппарата, предусмотрена 1,35 м.
На путях эвакуации МГН на креслах-колясках в зонах безопасности рядом с лестницей выделено место для хранения эвакуационных стульев. Они предназначены для эвакуации по лестнице МГН с нарушением опорно-двигательного аппарата. Количество эвакуационных стульев при каждой лестнице составит не менее 2 шт. из расчета не менее 0,08% группы мобильности М4 (люди молодого возраста, самостоятельно передвигающиеся на креслах-колясках с ручным приводом) и не менее 0,16% группы мобильности М3 (люди молодого возраста, передвигающиеся с двумя дополнительными опорами) от общего числа учащихся (прил. В (табл. В.1) Методическое пособие «Рекомендации по проектированию в общественных зданиях безопасных зон для маломобильных групп населения», Москва, 2016).
На каждом этаже, предусмотрены безопасные зоны. Безопасные зоны предусмотрены в отдельных помещениях с выходами непосредственно в незадымляемую лестничную клетку и в холлах лифтов для МГН. Площадь безопасной зоны предусмотрена для всех инвалидов, остающихся на этаже.
Зона безопасности отделена от других помещений и примыкающих коридоров противопожарными преградами, имеющими пределы огнестойкости: стены, перегородки, перекрытия - не менее REI 60, двери и окна - первого типа. Зона безопасности предусмотрена незадымляемой.
Каждая безопасная зона здания оснащена необходимыми приспособлениями и оборудованием для пребывания МГН, аварийным освещением, устройством двухсторонней речевой связи с диспетчером.
Здание оборудовано санитарно-бытовыми помещениями
В блоке А на каждом этаже предусмотрены две универсальные санитарные кабины для МГН. Также предусмотрены две раздевальные с душевыми кабинами (мужская и женская) при спортивном зале средней и старшей школы и одна раздевальная с душевой кабиной при спортивном зале в начальной школе.
Кабины уборных для МГН предусмотрены размерами в плане, м, не менее: ширина - 1,65, глубина – 2,2, ширина дверей – 0,9. В кабине сбоку от унитаза предусмотрено пространство рядом с унитазом шириной не менее 0,8 м для размещения кресла-коляски, а также крючки для одежды, костылей и других принадлежностей. В кабине предусмотрено свободное пространство диаметром 1,4 м для разворота кресла-коляски. Двери открываются наружу.
Для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата и нарушением зрения предусмотрены закрытые душевые кабины с нескользкими полами и поддоном без порога с открыванием двери наружу и выходом непосредственно из гардеробной.
Доступная душевая кабина для МГН оборудована переносным складным сиденьем, ручным душем, настенными поручнями. Габариты поддона предусмотрены не менее 0,9х1,5 м.
У дверей блоков санитарно-бытовых помещений и универсальной кабины уборной предусмотрены со стороны ручки информационные таблички помещений, расположенные на высоте от 1,2 до 1,6 м от уровня пола и на расстоянии 0,1-0,5 м от края двери. В дверях доступных и универсальных кабин предусмотрена возможность открывания снаружи.
В оборудованных для инвалидов-колясочников санузлах в качестве абонентского оборудования устанавливаются переговорные устройства громкой связи GC-2001P1.
В санузлах устанавливается система вызова дежурного охранника. Система "HOSTCALL-T" выполняет следующие основные функции:
-Световую и звуковую индикацию вызова на посту дежурного персонала.
-Дублирование индикации вызовов в коридоре над дверью туалетной комнаты.
-Индикацию кнопки вызова, с которой был послан вызов над дверью в туалетную кабину.
-Возможность сброса вызовов дежурным персоналом непосредственно из точки вызова.
На внешней стене санузлов устанавливаются сигнальные светодиодные лампы КЛ- 7.1Т В помещениях охраны используется табло отображения вызовов NP-120H, на котором отображаются поступающие вызовы и осуществляется индикация присутствия дежурного в помещении вызова.
Для вызова в системе используется влагозащищенная IP-64 кнопка вызова: К-03Т. В душевой МГН предусмотрена установка влагозащищенной кнопки с кольцом К-03Д2. Для сброса вызова используется кнопка сброса К-01П. Сигнальная светодиодная лампа КЛ-7.1T обеспечивает индикацию вызова мигающим красным цветом, вызов дублируется прерывистым однотонным звуковым сигналом.
Система средств информационной поддержки и навигации обеспечена на всех путях движения, доступных для МГН в часы работы организации, для обеспечения непрерывности получения информации на путях движения МГН к местам обслуживания, санитарно- бытовым помещениям, зонам отдыха, учебным местам и т.д.
К информационным средствам на участке относятся:
- рельефные, фактурные и иные виды тактильных поверхностей путей движения на участке;
- ограждение опасных зон (комплектная трансформаторная подстанция, котельная блочно-модульная);
- тактильно-контрастные указатели на путях движения на участке;
- световые указатели.
Тактильные наземные указатели для МГН по зрению установлены на следующих элементах путей движения:
- перед входом на участок (выходом с участка) обустроен предупреждающей тактильно-контрастный указатель;
Тактильно-контрастная разметка на горизонтальной поверхности выполняется желтого цвета.
Для обустройства наземных тактильно-контрастных указателей на участке применяются бетонные плиты с тактильными элементами в соответствии с ГОСТ Р 52875.
Технические средства информирования, ориентирования и сигнализации, размещаемые в помещениях, предназначенных для пребывания инвалидов различных категорий и МГН соответствуют требованиям ГОСТ Р 51671, ГОСТ Р 51885 и ГОСТ Р 52131.
Информационные и сигнальные устройства и средства связи, доступные для инвалидов:
1) Визуальные средства отображения информации.
- Световые сигнальные устройства, в том числе световые сигнализаторы, световые маячки;
- Цветовые и графические сигнальные устройства, в том числе сигнальные цвета, цветовая разметка, контрастные цветовые полосы;
2) Звуковые средства воспроизведения информации.
- Акустические средства (речевые синтезаторы, речевые оповещатели, громкоговорители);
- Звуковые сигнальные устройства уведомляющей сигнализации, в том числе речевые радиооповещатели, звуковые маячки;
- Громкоговорящие средства связи с усилителями приема;
3) Тактильные средства отображения информации.
- Тактильно-визуальная разметка, тактильные схемы, тактильно-визуальные указатели, информационные таблички и наклейки.
Устройство связи для лиц с нарушениями зрения имеет цветовые и тактильные средства опознавания, а для лиц с дефектами слуха – регулируемое звукоусиление.
Применяются приборы и устройства систем аварийной сигнализации с яркостью и цветностью световых сигналов, продолжительностью и частотой вспышек, соответствующей требованиям ГОСТ Р 51671.
Световые маяки по оси полосы движения расположены на высоте не менее 2,0 м или сбоку от пути на стенах на высоте от 1,5 до 2,1 м, или на расстоянии 0,15 м от потолка любой высоты.
Учебные кабинеты
Ученические места для учащихся-инвалидов размещаются идентично в однотипных учебных помещениях. В учебном помещении первые столы в ряду у окна предусмотрены для учащихся с недостатками зрения и дефектами слуха, а для учащихся, передвигающихся в кресле-коляске, выделен один-два первых стола в ряду у дверного проема. В кабинете предусмотрено свободное пространство диаметром 1,4 м для разворота кресла-коляски у стола. В двух учебных кабинетах также предусмотрены места для МГН и шкафы с подцветкой полок.
Библиотека
В библиотеке предусмотрены 2 места для инвалидов на кресло-коляске. Для учащихся с недостатками зрения и дефектами слуха предусмотрено одно место у окна с дополнительным освещением в виде светильника и шкаф с подсветками полок.
Актовый зал
В актовом зале предусмотрено 8 мест для инвалидов на кресло-коляске (группа мобильности М4). Также обеспечен доступ для инвалидов на сцену с помощью пандусов.
Обеденный зал
В обеденном зале площадь посадочных мест для МГН на кресло-колясках принято не менее 1,6 м2.